Писательский алкоголизм. Кто виноват?

Бытует мнение, что истинный писатель должен быть пьян. Якобы, тогда ему раскрываются тайны мироздания, приходят в голову умопомрачительные сюжеты, и вообще только при наличии похмельного синдрома писателя можно назвать настоящим. Так ли это?
Занимаясь писательской деятельностью и консультируя авторов, я не могу закрывать глаза на такую проблему, как склонность писателей к употреблению алкоголя. Я не называю эту склонность громким словом «алкоголизм», так как ко мне обращаются люди, которые находятся, в основном, в начале своего творческого пути, и, соответственно, их увлечение алкоголем также имеет лёгкий характер. Но, что удивительно, но не парадоксально, это то, что творчество у этих людей уже связано со стаканом. Я имею в виду, что многие авторы, садясь писать, берут с собой бутылочку чего-нибудь покрепче с целью привлечения музы.

Но является ли муза их истинной целью? И, если смотреть глубже, является ли желание писать источником самого акта писательства?
Другими словами, я задумалась, что первичнее: желание писать и пить, или желание пить и писать. Ведь если человек не может творить без того, чтобы не «дёрнуть» рюмку-другую, то можно говорить уже не о чистом и светлом желании донесения своих мыслей до читателя, а, скорее, о банальном желании укрыться в вымышленном мире, в котором хорошо, уютно и безопасно, в отличие от мира реального.

Бывают случаи, когда писательство становится способом выживания. Психика человека непостижима и многогранна, и у неё, в отличие от сознания, нет границ. Именно поэтому для того, чтобы спастись от страданий, которые по той или иной причине приносит человеку существование, психика может расколоться, видоизмениться, приобщить организм к алкоголю, наркотикам. Это всё методы компенсации, цель которых одна – помочь организму выжить. Когда мир, в результате каких-либо прошлых событий начинает восприниматься, как угроза, психика делает всё, чтобы найти убежище. Хорошо, если этим убежищем становится творчество. Но и оно может граничить с алкоголем и теми же наркотиками…

А ведь всё для вдохновения, для музы. И общество, что самое страшное, не воспринимает счастливый образ писателя. Одна моя клиентка сказала мне: «Когда я говорю людям, что я писатель, они спрашивают, запиваю ли я свои книги алкоголем. Когда я отвечаю, что не пью, люди презрительно поводят бровью и говорят мне, что я «не настоящий писатель». Такое мнение является повсеместным, а что также интересно, писательское «пьянство» обществом не порицается, а даже наоборот – практически одобряется.

Потому что для музы, для вдохновения, для великого дела. А потом… когда очередной писатель умирает от цирроза или кончает жизнь самоубийством в алкогольном делирии, в социуме разводят руками: «Он ярко жил и быстро сгорел!» Из подобных примеров можно составлять километровые списки…

«Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить…читать.» Сергей Довлатов

Советский писатель, автор книг «Заповедник», «Наши», «Компромисс» умер возрасте 48 лет от сердечной недостаточности. Тогда, в 60-70 годы, пила вся творческая элита Союза. Без рюмки сложно было представить встреч представителей художественного мира. Пили все, но не все спивались. Довлатов пил много, но писал в моменты трезвости, между 5 и 6 часами утра. Писал также много, как пил, оттого умер рано и оставил после себя большое литературное наследие.

«Мужчина не существует, пока он не пьян» Эрнест Хэмингуэй

Автор абсолютного шедевра «Старик и море», лауреат Нобелевской Премии, безусловный гений своего времени и всех последующих времён также имел особо трепетные отношения с зелёным змием. Обладая чувственной и ранимой душой, которая на протяжении всей его жизни стремилась поскорее покинуть тело, он крайне трагично переживал жизненные потрясения. Сегодня многие историки и исследователи жизни Хэмингуэя винят в начале разложения психики писателя его родную мать, которая с малых лет одевала мальчика в девичьи наряды и стремилась за его счёт реализовать свои отдающие концы актёрские амбиции. Такое количество травм и ситуаций, угрожающих жизни, сложно найти в биографии какой-либо другой известной личности. Хэмингуэй пережил 2 автокатастрофы, 2 авиакатастрофы, участвовал в качестве репортёра в бандитских перестрелках, получал огнестрельные ранения на фронте… Но, в конечном итоге, Хэмингуэй пустил пулю себе в лоб, к этому моменту заработав всевозможные заболевания благодаря хроническому алкоголизму.

Американский драматург Теннеси Уильямс, который скончался от того, что в пьяном состоянии подавился безобидным колпачком от глазных капель, в одном из своих интервью сказал: « Американские писатели почти все сталкиваются с проблемами злоупотребления алкоголем, ведь им приходится переносить огромное напряжение, связанное с писательским трудом. До определенного возраста с этим нет никаких трудностей, но позднее вам постоянно необходима помощь, которую обеспечивает выпивка».

Но так ли тяжёл писательский труд, что писателям нужен «постоянный допинг» в качестве алкоголя? Если бы так это было, то пили бы все писатели. Но ведь есть также прекрасные, светлые примеры, когда авторы находят вдохновение в семье, путешествиях, духовном развитии, простых повседневных вещах… Не всем нужно пить для того, чтобы писать хорошие вещи.

Получается, что писательство – это прикрытие. Таким образом легче объяснить обществу и близким людям свою пагубную страсть, вызванную болью, которая берёт свои корни очень часто ещё в детстве.

Писательство – это способ выжить, также как и алкоголь. Писатель создаёт собственный мир, в которой живёт, стараясь как можно меньше соприкасаться с реальностью. Алкоголь закрепляет эту реальность – не только на сознательном уровне, но и на уровне ощущений. Получается, что писать в состоянии алкогольного опьянения – идеальный способ сбежать от действительности. Картинки становятся яркими, прямо как мультфильмы, герои начинают говорить живыми голосами, а иногда и сами диктуют автору, что писать. Только поспевай за ними и их выходками! И, действительно, в результате таких «забегов» некоторые писатели создают великолепные произведения.

Там, где талант встречается с болью, рождаются нетленные шедевры.

Но какова цена такой нетленки? Жизнь. Психическое и физическое здоровье самого писателя, спокойствие и счастье его родных и близких, детские травмы его же детей, испорченная наследственность… А общество получает свою порцию великолепных произведений.

Доходит до такого, что некоторые писатели боятся того, что, бросив пить, перестанут писать. Это действительно возможно – при устранении причины исчезают симптомы. Но…готовы ли мы поощрять писательский алкоголизм, чтобы создавались новые наполненные болью красивые произведения? Готовы ли мы терять этих людей молодыми, жертвовать их жизни на алтаре литературы?

Для меня нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь. Иначе писатель – олицетворение свободы, превращается в раба, чьи пороки поощряются обществом, потому что именно они дарят эмоции. Эмоции! Всё для них. И жизни для них, и здоровье, и счастье семей…

В конце хочется задать только один вопрос: Стоит ли всё оно того?
Елена Обух

 

You May Also Like

When Horses Look Better than You
Лучшие чаи Китая!

Author

Must Read

Результатов не найдено.